Слова, которые мы употребляем, многое рассказывают о том, как мы представляем мир. И термины здесь — не исключение. В профессиональном обиходе приживается только тот термин, который имеет под собой реальную основу, воплощение в реальной жизни. Действия, артефакты, явления, о которых мы не знаем, с которыми мы не сталкивались в той или иной мере, не имеют для нас названий.
Именно поэтому "СМИ" нам кажется понятным и привычным (мы его употребляем долго и на обыденном уровне понимаем, что входит в это понятие), а слово "медиа" кажется нам заимствованным и порой лишенным смысла.
Однако для понимания, как развивается отрасль, в которой мы работаем, важно разобраться в терминах.
Средства. Массовой. Информации.
Поищем синонимы к слову "средства". Словарь предложит нам "инструменты", "пути", "механизмы", "способы", "методы". Что значит "массовая"? Это больше трёх? или больше 999? 27 человек — это массовая аудитория? а 327? В диалогах на тренингах и семинарах мы с журналистами приходили к соглашению, что "массовая аудитория" — это та, которую трудно посчитать определённо. Когда размыто понимание, сколько именно человек являются потребителями вашей информации. Из множества определений термина "информация" можно выделить нечто общее — это "данные" или "сведения".
Переформулируя таким образом словосочетание "средства массовой информации", мы получим:
механизмы доставки сведений до неопределенного круга лиц, пути донесения данных до масс, способы информирования множества людей, инструменты передачи данных от источников к широкой аудитории.
Журналист, живущий преимущественно в концепции СМИ, ответственен за передачу информации от источников к читателям.
Медиа
Теперь попробуем прочувствовать, что такое медиа. В нашей жизни встречаются слова, образованные от того же латинского корня.
Медиатор — посредник между пальцами гитариста и струнами. В результате звук становится объемнее, звонче и глубже, а подушечки пальцев музыканта остаются мягкими. Медиум — посредник между людьми и духами. Медиана — отрезок, соединяющий угол треугольника с серединой противоположной стороны. В некоторых регионах России так же называется вузовский праздник, знаменующий середину курса обучения.
Поле, на котором работают журналисты-медиаторы — это поле общественного диалога. Медиа — это помощник, посредник в налаживании коммуникации между людьми, различными социальными и профессиональными группами. Журналист, живущий в концепции медиа, ощущает себя посредником, помогающим соединиться разным группам, заинтересованным друг в друге.
Разница между СМИ и медиа — это разница между постановкой балета на сцене и хороводом, к которому может присоединиться каждый. Разница между учебным классом, где ученики смотрят друг другу в затылки, и классом, где ученики видят глаза друг друга. А, быть может, даже делают что-то вместе.
Это не значит, что нужно срочно отменить один подход и активно переходить к другому. Важно для каждой редакции осознать, в рамках какой концепции она видит свое развитие. Потому что разные картины мира тянут за собой разные:
- понимание эффективности
- принципы работы с аудиторией
- принципы работы с источниками финансирования
- подходы к редакционной политике
- методы отбора и обучения кадров
- принципы оценки качества работы редакции.
Силантьева Оксана Михайловна