Валерия Бондаренко
Любой, особенно коммерческий, сайт создается с определённой целью: продать товар или услугу, привлечь новых покупателей или партнеров. Конечно, сам сайт — это только первое звено воронки продаж — но без него не будет и остальных. Цепочка конверсии может начаться, например, со скачивания бесплатной книги или подписки на рассылку, а в итоге привести к продаже. Чтобы добиться поставленной цели, нужен не просто привлекательный ресурс.
Сайт должен конвертировать посетителей в клиентов. У вас могут быть тысячи посетителей в день, но если в итоге они не становятся вашими клиентами, зачем он нужен?
Чтобы побудить и, что самое главное, убедить пользователей выполнить нужное вам действие (купить товар, подписаться на рассылку, заказать обратный звонок и т.п.), важно создать эффективный призыв к действию (call to action или CTA). Давайте разберёмся в пяти самых важных вопросов о CTA, которые помогут увеличить конверсию сайта и повысить продажи.
1. Что значит «эффективный CTA»?
Просто предложить пользователю нажать на кнопку или ссылку — недостаточно, чтобы назвать call to action эффективным. Велика вероятность, что призыв не покажется потенциальному клиенту привлекательным и убедительным. Представьте, что вам предложили просто подписаться на новостную рассылку книжного магазина. Наверняка у возникнет целый ряд вопросов: для чего она предназначается, какие выгоды я получу и т.д. Будучи вынужденным искать ответы на эти вопросы, вы ни за что не нажмёте на эту кнопку.
Эффективный CTA не только содержит качественный продающий текст (ведь, даже если это всего несколько слов, они должны продать ваши товары/услуги) и имеет привлекающий внимание внешний вид (подходящий цвет и размер, контрастность с фоном сайта). Он успешно побуждает и убеждает посетителя вашего сайта выполнить нужное действие.
2. Сколько может быть призывов к действию?
Здесь правило одно: одна страница — один CTA. В противном случае, посетители сайта запутаются в том, что от них требуется для решения их проблемы — подписаться на рассылку, оформить заказ, положить товар в корзину?
Не ограничивайтесь одним call to action на главной странице или лендинге. Он должен быть на каждой странице сайта. Это увеличит вероятность того, что пользователь отреагирует на призыв.
3. Важны ли размер и цвет кнопки call to action?
Конечно! Слишком маленькая кнопка затеряется на странице, а слишком большая — затмит остальное содержание. Невзрачная будет незаметна. А слишком яркая и не сочетающаяся с дизайном сайта — выглядеть нелепо. Вам же нужно, чтобы кнопка была заметна, но не раздражала.
Сделайте кнопку яркого цвета, контрастного с фоновым цветом сайта. Она не должна выглядеть нелепо, абсолютно не сочетаясь с остальными элементами сайта.
4. Каким должен быть текст призыва к действию?
В самый последний момент, когда посетителю за считанные секунды нужно принять решение, главную роль играет не размер кнопки и не её цвет. Всё решает текст call to action. Он должен быть максимально простым, понятным и стимулирующим — ведь именно от него зависит дальнейшее поведение пользователя.
- Прежде всего, объясните покупателю, ЗАЧЕМ ему нажимать на кнопку CTA. У него не должно возникнуть никаких сомнений, что, кликнув по ней, он получит решение своей проблемы. Чем больше у него сомнений, тем меньше вероятность клика.
- Создайте дополнительный стимул для того, чтобы пользователь откликнулся на call to action. Например, предложите скидку, подарок или акцию.
- Используйте сочетание активных глаголов (зарегистрируйтесь, закажите и пр.) и мотивирующих слов (прямо сейчас, бесплатно, скидка). Разместите таймер, отсчитывающий время до окончания акции или спецпредложения. Это послужит дополнительным стимулом для совершения целевого действия.
5. Как вы можете самостоятельно повысить эффективность CTA?
ТЕСТИРУЙТЕ кнопку call to action! Пробуйте различные варианты, меняйте ее цвет, размер, местоположение и следите за изменениями конверсии. Только грамотное тестирование поможет вам определить, какая кнопка наиболее эффективна.
Опробуйте иконки в качестве кнопок
Попробуйте оформить кнопки СТА иконками. Например, разместите корзину на кнопке «Купить» или стрелку на кнопке «Скачать». Такие иконки легко узнаваемы, что поможет за долю секунды донести до пользователя значение кнопки. Основное правило заключается в том, чтобы иконка, текст кнопки и ее цель полностью соответствовали вашей цели.
Меняйте цвет
Цвета имеют большое значение в нашей жизни. Каждый оттенок имеет свои ассоциации (белый — чистота, оранжевый — жизнерадостность, синий — холодность), влияет на наше настроение и поведение. Например, исследования доказали, что в магазинах, интерьер которых оформлен в красных тонах, покупатели охотнее совершают покупки. А зеленые и синие тона, наоборот, действуют успокаивающе, настраивают потребителей на рациональное принятие решений.
Аналогичным образом и цвет кнопки call to action играет важную роль в поведении пользователей. Многочисленные тестирования подтвердили, что в зависимости от ее цвета изменяется и ее конверсия.
Дизайн и цвет кнопки служат визуальной подсказкой и дают ответ на вопрос пользователя: «где я должен кликнуть?». К сожалению, не существует конкретного набора правил о том, какие цвета «работают». Нельзя однозначно сказать: «никогда не используйте красный — это стоп-цвет» или «зеленый всегда лучше — это позитивный цвет». Единственный способ определить цвет кнопки, которая будет работать на вашем веб-сайте, тщательно тестировать её. Самое главное — сделать все кнопки контрастными, заметными и при этом гармонирующими с общим дизайном сайта.
Меняйте расположение
Проверяйте кликабельность кнопки, расположив её в верхней части страницы, внизу или в любом другом подходящем месте. Каждый сайт — индивидуален, и сказать однозначно, что кнопка под основным текстом станет гарантом того, что её будет нажимать каждый второй, третий, четвертый посетитель, нельзя. Хотя стоит учесть, что многие люди «созревают» для нажатия на кнопку только после изучения всего контента. И чтобы не заставлять их прокручивать страницу вверх и кликать по кнопке, стоит продублировать её внизу. Впрочем, определить лучшее местоположение можно только при помощи тестирования.
Используйте обратную психологию
Измените текст кнопки, например, на «Никогда не нажимайте на эту кнопку!». Любопытство и желание сделать наоборот может (но не обязательно должно) сработать на вас и заставить посетителей кликнуть.
Тестируйте разные варианты: «Не участвуйте в акции, если не хотите сэкономить 15%», «Не нажимайте на эту кнопку, если не хотите заработать 500$!» и т.д.
Повторите кнопку несколько раз на одной странице
Этот вариант подходит для страниц, содержащих объемный текстовый контент. Одна-две кнопки могут просто затеряться или забыться к концу прочтения текста. В то же время, чрезмерное обилие кнопок может сильно раздражать и выглядеть навязчиво. Найти золотую середину поможет тестирование различных вариантов размещения CTA.
Делайте лид-форму как можно короче
Если CTA должен привести к заполнению формы (она называется «лид-форма» — это может быть формы заказа, регистрации, подписки на новости или рассылку и пр.) учтите следующее: все мы ленивы, когда речь идет о заполнении полей. По этой же причине мы с большей охотой читаем короткие тексты, оставляя в стороне более содержательные, но объёмные. Кроме того, не все мы охотно оставляем личные данные на разных сайтах: фамилию, дату рождения, телефон, адрес. Сведите к минимуму количество полей и время заполнения формы.
Подумайте, какие поля нужно заполнить обязательно, а без каких можно обойтись. Если вы приглашаете пользователя поучаствовать в семинаре, достаточно полей для фамилии и имени, электронной почты и телефона. Если ваша цель — подписка на email-рассылку, вполне будет достаточно только электронной почты.
Одно небольшое, на ваш взгляд, изменение на странице может оказать значительное влияние на процент конверсии. В лучшую или худшую сторону — покажет тестирование. Но вы обязательно найдете «свою» кнопку и получите положительные результаты от изменений. Не бойтесь экспериментировать и тестировать CTA на вашем ресурсе!