– Оксана Михайловна, что подтолкнуло предприятие к переменам и как пришли к новой концепции своих торговых объектов?
– Развивается город, меняются предпочтения покупателей, а значит, и мы должны идти в ногу со временем, соответствовать запросам современных жителей столицы. Сегодня торговые сети в Минске очень развиты и за покупателя приходится в буквальном смысле бороться – привлекать его новыми услугами. Именно поэтому мы разработали более совершенную форму торговли – павильон, который работает по принципу самообслуживания. Площадь такого объекта в несколько раз больше, чем у обычного киоска. Это дает возможность увеличить ассортимент не только периодических изданий и книг, но и сопутствующих товаров. К примеру, в центральной части города повышенным спросом пользуется сувенирная продукция, в спальных районах востребована детская литература. Сегодня в столице работают 358 объектов «Белсоюзпечати», из них 27 – павильоны. До конца года число их увеличится до 33.
– Ориентировались ли в преобразованиях на опыт других стран или полностью полагались на собственное видение?
– Мы изучали опыт соседей, однако такой тип торгового объекта – наша разработка. Не так давно к нам приезжали коллеги из России и были приятно удивлены тем, какой большой шаг мы сделали в развитии – ничего подобного у них пока нет. Правда, наши восточные коллеги планируют меняться в этом же направлении: хотят создать мультимедийный павильон, который придет на смену сегодняшним киоскам.
– Чашечка кофе и свежая пресса – все это не отходя от остановки общественного транспорта. Горожане оценили такой необычный ход?
– Да, оценили. Товарооборот в павильоне, как правило, значительно выше, чем в обычном киоске. Гораздо большим спросом здесь пользуется книжная продукция – благодаря удобной выкладке. В двух новых торговых точках сегодня можно бесплатно подключиться к Wi-Fi. Также среди услуг – прием подписки, продажа проездных документов, лотерейных билетов, кое-где установлены терминалы для приема платежей, и, разумеется, предлагаем выпить чашечку горячего кофе и перекусить в мини-кафе.
Кроме того, участвуем в буккроссинге. Минчане с удовольствием берут из специальных корзин что-нибудь почитать, а после приносят литературу из своей домашней коллекции.
– Для покупателей плюсы павильонов очевидны. А для продавцов? Как к переменам отнеслись сотрудники предприятия?
– Отнеслись настороженно, как и ко всему новому. Но потом поняли, что преимущества налицо. Во-первых, за счет большего товарооборота работникам таких объектов полагается более высокая заработная плата. Условия работы, здесь улучшенные – установлены полы с подогревом, кондиционеры, есть санузел. Правда, покупательский поток здесь интенсивнее и клиенты требуют к себе гораздо большего внимания. И из-за самообслуживания на продавцов накладывается двойная ответственность. Именно поэтому для работы потенциальные претенденты проходят отбор и обучение.
– Исчезнут ли киоски с улиц Минска? Будущее за павильонами?
– Само собой, подобных улучшенных торговых точек в Минске со временем станет больше. Однако киоски вряд ли исчезнут полностью, хотя число их и будет минимизировано. Все-таки это та форма продаж, от которой не уйти. Она приемлема для горожан, которые привыкли делать покупки на бегу. К тому же площадь стандартного павильона довольно велика – в среднем 24 кв. м – и его не везде можно установить. Для сравнения: киоск требует лишь 9 кв. м. Но и эти небольшие торговые объекты мы сейчас модернизируем: меняем оборудование, улучшаем условия труда – сегодня уже в каждом из них установлен кондиционер.
Дополнительная информация
До конца года в Минске будут работать 33 павильона «Белсоюзпечати»