Денис, история Вашей карьеры в медиабизнесе интересна многим, потому что она нетипична для столичного топ-менеджера крупного издательского дома. Расскажите, как Вы пришли в издательский бизнес, как стали генеральным директором ЗАО «Аргументы и факты».
В университете я учился на факультете прикладной математики, изучал экономическую кибернетику. Наибольшее внимание там уделялось математике, статистике, программированию. Уже с четвёртого курса я начал работать в банковской сфере - в середине 90-х это был динамично развивающийся рынок. После пятилетней работы я завершил карьеру в банке на позиции начальника валютного управления. Затем я принял предложение о работе заместителем генерального директора на совместном белорусско-английском производственном предприятии, занимавшемся ландшафтным дизайном, экологией. Это был очень интересный жизненный и управленческий опыт. Мы ухаживали за лесом и экспортировали продукцию во все европейские страны - от Италии до Норвегии. В штате было более 1000 человек. В этой компании я также провёл около пяти лет, занимался всей операционной работой. Потом мне поступило предложение попробовать свои силы в издательском доме «Толока». Буквально через месяц работы я побывал на большом отраслевом семинаре. Именно тогда у меня возник интерес к медиа: мне нравится сама отрасль и очень интересны люди, которые в ней работают. И вот уже почти 9 лет как работаю в медиаиндустрии.
До Вашего прихода в «АиФ» очень часто, почти каждый год, менялось руководство. Какие управленческие задачи были поставлены перед Вами?
Всё-таки я не считаю себя творческим человеком, но как работать с творчески одарёнными людьми, хорошо понимаю, и мои ключевые задачи: выработать правильные стратегические решения по развитию бизнеса, отстроить эффективные бизнес-процессы в компании и создать благоприятные условия для плодотворной работы сотрудников.
У нас в ИД, согласно законодательству о СМИ, редакция и дирекционные департаменты работают параллельно. Конечно, есть ключевые точки, где идёт плотное сотрудничество - сдача номера, выбор типографии и другие, - но непосредственно к творческим процессам я не имею отношения. Успех «АиФ» можно объяснить и математически - у нас огромная аудитория читателей, с которыми мы всегда держим обратную связь. Мы прекрасно понимаем, для кого пишем. В нашей работе мы используем не только данные общепризнанных исследовательских инструментов. У нас есть также и фокус-группа читателей, после выхода каждого номера мы точно знаем, как был воспринят тот или иной материал. А если говорить про интернет-редакцию, то здесь вся статистика видна в онлайне. Если статью никто не читает, то не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы понять, что она не очень хороша.
Как Вы оцениваете происходящие изменения в отрасли и реагируете на вызовы падающего рынка печатных изданий?
Благодаря развитию цифровых технологий изменилось поведение людей. Первый бум мы видели с распространением Интернета. На сегодняшний день в крупных городах России им обеспечены около 70-80% населения. С появлением портативных устройств и смартфонов началась вторая стадия бума. Распространение гаджетов c хорошим доступом в Интернет также будет около 70%, что уже приводит, к изменению модели потребления информации. Россия здесь не уникальна, мы идём по американскому и европейскому пути, и все тенденции понятны. Но часть людей предпочитают получать информацию в бумажном виде - эти люди были, есть и будут. Говорить о бурном росте газет и журналов сейчас не приходится, но нет оснований считать, что печать в ближайшие годы пропадёт.
Понятно, что нас читают не из-за удобного приложения для планшетов или из-за лучшей полиграфии в бумажном издании. Читателю важно, как происходящее в стране и в мире скажется на нём лично. Мы никогда не были и не хотим быть новостным агентством. Время агрегаторов уже закончилось — есть Google, Яндекс-новости… Мы специализируемся в первую очередь на том, что даём читателю проверенную аналитическую информацию от лучших экспертов и эксклюзивные материалы от региональных корреспондентов, которые просто невозможно добыть в Москве. Любое СМИ может быть успешным только при наличии уникального контента.
Мы достаточно поздно стартовали в цифровом направлении, необходимо было его форсировать. Мы разработали стратегию, сформировали команду. В онлайн мы перешли на вещание 24/7, перезапустили региональные сайты. На сегодняшний день наш портал — это полноценный головной сайт и 40 региональных, которые действуют в единой системе. Не все издательские дома имеют разветвлённую сеть региональных представительств, это одно из ключевых преимуществ «АиФ»: у нас 60 региональных партнёров. Если новость на региональном сайте становится популярной, она сразу же вытягивается и на головной, федеральный портал, — не все события происходят в Москве.
Как Вы выстраиваете процессы в работе журналистов газеты и интернет-редакции?
Конвергенция у нас есть там, где она возможна и эффективна. Объединённая редакция - это больше история для ежедневных газет. У нас еженедельная газета и диджитал-новости 24/7, поэтому мы сохранили две редакции, но перешли к совместному планированию и организации взаимодействия. Например, два раза в сутки газетные журналисты присутствуют на интернет-планёрках, а интернет-редакция участвует в планёрках газетчиков. Наши газетные журналисты получают задания от сайта, когда надо получить комментарий эксперта, взять интервью и так далее.
К сожалению, пока нельзя сказать, что в интернет-редакции процессы окончательно выстроены, всё постоянно меняется, рынок быстрорастущий, появляются новые форматы. Например, мы полностью изменили структуру новостей, сюжетов, а старый сайт не был приспособлен к таким метаморфозам. Пришлось создавать новый. С развитием широкополосного доступа в Интернет у пользователей появилась возможность смотреть видео, сейчас это очень востребовано. Наш конёк – инфографика, на которой «АиФ» специализируется давно. Но традиционные газетные правила здесь не работают, поэтому графику необходимо адаптировать для удобного просмотра на экране.
Каких специалистов потребовали глобальные изменения в «АиФ»?
Мы отбираем в команду людей, которые могут выполнить поставленные задачи, демонстрировали аналогичные успехи в прошлом, и есть большая вероятность того, что они продемонстрируют эти успехи сейчас. Кадровой революции не было. «АиФ» - лидер рынка, и в нём всегда был очень сильный состав топ-менеджеров. Поэтому никаких экстраординарных ситуаций вроде «ушли одни - пришли другие» никогда не было, все замены происходили планово.
При появлении вакансии в качестве кандидатов в первую очередь мы рассматриваем сотрудников нашей компании, из наших региональных предприятий, а потом уже на рынке.
На какие российские или международные образцы управления медиабизнесом вы сегодня ориентируетесь?
Когда три года назад мы разрабатывали стратегию, мы проводили бенчмаркинг по всем мировым лидерам в издательском деле. И международные консультанты, которых мы привлекали для этой работы, наиболее близким кейсом для нас назвали журнал «The Economist».
В принципе еженедельная газета - это небольшой парадокс для медийного рынка. Во всём мире такие аналитические еженедельные издания обычно выходят в виде журналов. Если говорить о бизнес-ценностях, то у нас никогда не будет желтухи, девиц на обложке. Выбранная нами ниша похожа на нишу «The Economist», но это издание более специализированное, с финансовой направленностью, а мы - более массовое. При этом наши экономические эксперты пишут ёмким, нетривиальным языком, их комментарии рассчитаны на думающего читателя.
В чём особенности Вашей команды и её корпоративных правил?
Наш успех прежде всего командный. Мы совместно выработали достаточно много правил, которых неукоснительно придерживаемся. Например, очень редкое на медиарынке качество – дружелюбие, чтобы в общении между сотрудниками не было негатива. Это важное качество должно быть и у тех, кого мы принимаем в команду.Другое правило – самостоятельность. У каждого руководителя есть свой бюджет, за который он отвечает головой: есть доходная, расходная часть и главный показатель, который с финансовой точки зрения оценивает его успешность, EBITDA и выручка. Если он выполняет и перевыполняет показатели, то ему можно многое простить. Если не выполняет, то, к сожалению, долго продолжаться это не может.
У нас все болеют за общий результат. В «АиФ» все журналисты знают, что такое EBITDA; новые проекты всегда проходят совместное обсуждение. Правильно распределив полномочия среди сотрудников, чтобы они были не винтиками в процессах, а их авторами, хозяевами и несли за них ответственность, мы добились результатов, которые, по данным мониторинга, в настоящее время превосходят показатели всех наших коллег.
В каких кадрах особенно испытываете потребность?
Мы постоянно ищем журналистов из разных областей – людей, интересно пишущих, всегда видно, и мы следим за их творчеством. Всегда находимся в поисках хороших продавцов. Надо сказать, что нам удалось сформировать хорошую службу продаж. Как показывают мониторинги, по динамике продаж – а это один из KPI нашего успеха, - мы идём лучше, чем весь рынок прессы, и в этом заслуга команды наших продавцов.
В заключение два традиционных вопроса от MediaJOBS.
Что Вы сегодня успеваете читать?
Из деловой литературы читаю много и в любых форматах - нет решений на все случаи жизни, можно пользоваться сегодня одним, завтра другим. Перечитываю, например, «Бизнес в стиле фанк» (Кьелл А. Нордстрем, Йонас Риддерстрале) - актуально сегодня ещё раз переосмыслить.
Рекомендую книгу Чана Кима и Рене Моборна «Стратегия голубого океана». Люблю французскую современную литературу, а в ней часто идут отсылки к Прусту, Фурье, поэтому сделал над собой усилие: прочитал недавно два тома Пруста. Это было непростое испытание (рассмеялся).
Три секрета успешной карьеры от гендиректора ИД «АиФ» Дениса Воронкова?
Трудолюбие, нацеленность на результат, а не на процесс и, конечно, удача.
Беседовала Татьяна Каткова
Справка:
Денис Воронков. В 1997 году окончил Белорусский государственный университет по специальности «экономическая кибернетика». С 1995 по 2001г. работал в ОАО «Белорусский Биржевой Банк». С 2001 по 2005г. – заместитель генерального директора в совместном белорусско-английском совместном предприятии. С 2005 по 2011 г. - управляющий группой издательских компаний «Толока». С апреля 2011 года – генеральный директор ЗАО «Аргументы и факты». Своим главным достижением в нынешней работе считает создание нового цифрового продукта - сайта AIF.RU, который по количеству привлекаемой целевой аудитории уже вошёл в десятку крупнейших интернет-СМИ России, а также обеспечение динамики продаж традиционного бумажного издания выше средних значений рынка.